О компанииПисьмоКарта сайта
(495) 795-85-39
(903) 713-67-52
 

Выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка является одним из видов налоговых проверок, целью которой является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. 

Кем, когда и по каким декларациям проводится

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения. В таких обстоятельствах выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездных налоговых проверок выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка может быть проведена по любой декларации (расчету) поданной налогоплательщиком. Подробный перечень налоговых деклараций, по которым в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка, приведен на странице камеральная налоговая проверка.

В отношении справок по форме 2-НДФЛ (справка о доходах физического лица) налоговая инспекция может провести только выездную налоговую проверку. Это связано с тем, что в справке отсутствуют необходимые данные для проверки правильности начисления и доначисления налога (даты выплаты доходов работникам, сведения о фактически перечисленных в бюджет суммах налога и др.).

Дополнительные документы для выяснения вышеуказанных сведений налоговики, проводя камеральную проверку, истребовать не вправе, ИФНС вправе назначить выездную проверку по НДФЛ и проверить все документы, относящиеся к предмету проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Однако при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (п.5 ст.89 НК РФ).

Период, за который проводится выездная проверка

Налоговым кодексом РФ (п.4 ст.89) установлено, что выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Но есть исключение. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Необходимо отметить, что в этом случае уточненная налоговая декларация должна быть представлена за период, превышающий три календарных года по соответствующему налогу.   

Сроки проведения выездной проверки

Исходя из положений п.6 и п.8 ст.89 Налогового кодекса, в стандартном случае выездная налоговая проверка организации не может продолжаться более 2 месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения руководителем (заместителем руководителя) ИФНС решения о ее проведении и до дня составления налоговым органом справки о проведенной проверке.

Срок проведения самостоятельной выездной проверки обособленного подразделения (филиала или представительства) организации не может составлять более одного месяца.

Общий срок, в течение которого осуществляется проведение выездных налоговых проверок может быть продлен до 4 месяцев, а в некоторых случаях и до 6 месяцев. Такое решение может вынести руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по следующим причинам:

- большое количество документов, которые необходимо проверить;

- длительная продолжительность проверяемого периода;

- большое количество проверяемых налогов;

- несвоевременное представление проверяемой организацией документов, истребованных для изучения и оценки;

- наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Решением руководителя ИФНС или его заместителя выездная налоговая проверка организации, ее обособленных подразделений может быть приостановлена. Это может произойти в следующих случаях:

- для истребования документов (информации) о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов и других лиц;

- когда необходимо проведение экспертизы;

- для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке;

- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

Приостанавливать выездную проверку налоговый орган может неоднократно, при этом общий срок приостановления по любым основаниям не может превышать 6 месяцев (согласно п.9 ст. 89 НК РФ).

Следует учесть, что в периоды приостановки проверок налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов и проводить какие-либо действия на территории (в помещениях) проверяемой организации.

Исходя из вышесказанного, максимальный срок, в течение которого осуществляется проведение выездных налоговых проверок с учетом продления и приостановлений не может превышать 12 месяцев.

Выездная проверка и критерии отбора для ее проведения 

Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок приведен в Приказе ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@.

В приложениях к вышеуказанному приказу описана концепция системы планирования выездных проверок, содержатся общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Также в них освещены расчетные показатели для сравнения и рекомендуемая форма пояснительной записки, которые относятся к отдельным критериям оценки рисков.

Проводя отбор кандидатов на проведение выездных налоговых проверок, налоговые инспекции анализируют суммы начисленных и уплаченных налогоплательщиком налогов за период.

Это проводится не только для того, чтобы проверить своевременность уплаты налогов в бюджет, но и для выявления организаций, у которых суммы начисленных налогов со временем уменьшаются.

Также налоговиками анализируются показатели бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. Этот вид анализа предназначен для выявления:

- значительных отклонений от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам;

- противоречий (несоответствия) между данными в отчетности, представленных документах и информации, имеющейся у налоговиков.

В процессе анализа налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие критериям оценки рисков. Если налогоплательщик соответствует таким критериям, его, вероятнее всего, включат в план выездных налоговых проверок.

Общедоступные критерии оценки рисков

В Приказе ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@ приведены общедоступные критерии оценки рисков, по которым налогоплательщик самостоятельно может оценить попадает ли он в зону риска совершения налогового правонарушения с точки зрения налоговых органов.

К таким критериям относятся:

- налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднестатистического уровня по хозяйствующим субъектам по виду экономической деятельности;

- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять компании налогоплательщика специальные налоговые режимы;

- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

- построение финансово-хозяйственной деятельности компании на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;

- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов;

- необеспечение сохранности документов, а также их восстановления в случае утраты;

- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением юридического адреса;

- значительное отклонение уровня рентабельности фирмы по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным органов статистики;

- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском;

- возможность извлечения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Перечисленные критерии не являются исчерпывающими. Налоговым органам не запрещено учитывать любую информацию и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, для включения его в план выездных проверок.

Но даже если деятельность налогоплательщика соответствует критериям оценки рисков, это не обязательно является признаком налогового нарушения.

А само по себе назначение и проведение выездных налоговых проверок не означает, что фирмой совершены налоговые правонарушения, за которые предусмотрена ответственность.

Проведение выездной проверки

После того как налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика могут применяться следующие мероприятия налогового контроля (согласно статьям 90-97 НК РФ):

- истребование документов у налогоплательщика. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика;

- выемка документов и предметов;

- допрос свидетелей. Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. Иногда к собранным доказательствам налоговыми органами могут быть приобщены допросы, проведенные правоохранительными органами;

- назначение экспертизы. Данное мероприятие налогового контроля назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов и обстоятельств требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле;

- привлечение специалиста, переводчика;

- осмотр помещений и территорий, документов и предметов.

Окончание выездной проверки

По окончании выездной проверки инспектора обязаны составить справку о проведенной выездной проверке. В течение 2 месяцев, со дня составления справки, уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт проверки (на основании статьи 100 Налогового кодекса РФ).

Акт составляется как при обнаружении налоговых правонарушений, так и при их отсутствии. К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки должен быть предоставлен налоговыми органами проверяемому лицу для ознакомления. Для этого акт проверки, а также одновременно с ним уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки вручается налогоплательщику.

Уклонение налогоплательщика от получения акта грозит ему штрафом, предусмотренным частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в следующих размерах:

  • гражданам в размере от 500 до 1000 рублей;
  • должностным лицам - от 2000 до 4000 рублей;
  • юридическим лицам - от 5000 до 10000 рублей.

Рассмотрение материалов выездной проверки и вынесение решения

Если налогоплательщик не согласен с результатами выездной налоговой проверки, он имеет право в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки представить налоговым органам письменное возражение.

Представление возражения является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Непредставление возражений не лишает его возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки осуществляется лично руководителем или заместителем руководителя налогового органа, которым проведена проверка. Им же должно быть вынесено и подписано решение по результатам рассмотрения материалов проверки.

Решение по итогам налоговой проверки должно быть принято в течение 10 дней с момента истечения месячного срока, который отведен для подачи возражений на акт налоговой проверки.

Срок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения может быть продлен решением руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции не более чем на один месяц.

Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоит из следующих этапов:

- подготовительные мероприятия;

- исследование материалов налоговой проверки.

После рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из решений:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным налоговым органом, он может его обжаловать в досудебном или в судебном порядке (статьи 137-142 НК РФ).

В данной статье освещены лишь общие принципы проведения выездных налоговых проверок. В каждом конкретном случае нужно учитывать нюансы финансово-хозяйственной деятельности организации и причины проведения выездной проверки.

За консультацией по вопросам подготовки документов для налоговых органов при проведении выездной проверки, а так же обжалования результатов выездной проверки Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Смотрите также:

   
© 2005-2015 ООО «Юридическая компания «ЮСТЕНА»
Россия, Москва. Все права защищены.