О компанииПисьмоКарта сайта
(495) 795-85-39
(903) 713-67-52
 

Поступление основных средств.

Порядок бухгалтерского и налогового учета поступления основных средств в организацию следует рассматривать в зависимости от источников приобретения имущества.

Как правило, многие компании и индивидуальные предприниматели предпочитают покупать мебель, оборудование, компьютерную технику, транспортные средства и прочие объекты основных средств у организаций-поставщиков. Контрагентами могут быть как компании-производители, так и торговые предприятия.

В этом случае приобретение основных средств осуществляется на основании заключенных договоров купли-продажи либо поставки. В рамках договора купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателя определенный товар, а покупатель обязан произвести уплату согласованной сторонами денежной суммы.

Договор поставки имеет некоторые отличия, установленные гражданским законодательством, и предусматривает передачу продавцом произведенных или купленных им товаров для их последующего использования в предпринимательской деятельности покупателя.  

Следующим распространенным на практике способом приобретения основных средств является их строительство, как собственными силами компании, так и с привлечением подрядной организации.

В случае если строительство осуществляет специализированная фирма, с ней заключается договор подряда. Предметом данного вида договора является выполнение подрядчиком определенной работы по заданию заказчика, обязанностью которого является принятие и оплата результата работы.

Существуют также другие варианты приобретения имущества в качестве объектов основных средств, в частности, внесение вклада в уставный капитал предприятия его учредителями, получение по договору мены.

Капитальные вложения в объекты основных средств

Фактические затраты компании на приобретение, изготовление, строительство, монтаж основных средств являются капитальными вложениями предприятия. Данная категория включает в себя весь перечень расходов, связанных с поступлением ОС:

  • стоимость, уплаченная по договорам купли-продажи или поставки;
  • расходы на доставку и монтаж;
  • заработная плата работников, участвующих в процессе производства оборудования и отчисления от нее во внебюджетные фонды;
  • стоимость материалов, использованных при строительстве хозяйственным способом;
  • проценты по займам и кредитам, привлеченным компанией для целей строительства или приобретения основных средств;
  • а также другие подобные расходы.

Для учета таких расходов Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен балансовый счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». К данному счету могут быть открыты субсчета, предусмотренные рабочим планом счетов конкретной компании, и помогающие детализировать имущество, по которому были произведены капитальные вложения.

На практике большинство компаний используют субсчета 08.03 «Строительство объектов основных средств» и 08.04 «Приобретение объектов основных средств», при этом аналитический учет на счете организуется отдельно по каждому объекту.

Балансовый счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» является активным, то есть имеет дебетовое сальдо. Он отражает всю сумму капитальных вложений в объекты основных средств, остаток по данному счету показывает размер незавершенных операций в имущество, которое еще не может быть признано основным средством.

Например, оборудование может выполнять свои функции только после произведенного монтажа, таким образом, сам факт его поставки на предприятие не влечет возникновения объекта основных средств, поскольку имущество еще не может использоваться в хозяйственной деятельности компании. Соответственно, до момента монтажа стоимость оборудования будет учитываться на счете 08 в качестве капитального вложения.

Когда стоимость имущества полностью сформирована, учтены все затраты на его приобретение или изготовление, и объект готов к эксплуатации, его накопленная себестоимость в полном объеме списывается со счета учета капитальных вложений во внеоборотные активы на счет 01 «Основные средства».

Необходимо учитывать, что для принятия объекта ОС к учету необходимо наличие первичных документов поставщика (товарные накладные, документы на транспортировку, акты сдачи услуг по монтажу и т.п.).

Оприходование основного средства сопровождается оформлением первичной документации по движению ОС. На практике предприятия для удобства используют привычные типовые формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 года № 7, несмотря на то, что применение Альбомов унифицированных форм в настоящее время не является обязательным.

Критерий налогового учета ОС

В части налогового учета основных средств следует иметь в виду, что п.1 ст.257 НК РФ устанавливает стоимостной критерий для отнесения имущества к ОС, а именно стоимость превышающую 40 000 рублей за единицу.

В отличие от норм бухгалтерского законодательства, которое предоставляет предприятию право самостоятельно выбрать, в каком качестве учитывать более дешевые объекты – в качестве основных средств либо материально-производственных запасов с отражением выбранного варианта в учетной политике, вышеуказанная норма НК РФ является императивной.

Исходя из этого во избежание различий между бухгалтерским и налоговым учетом ОС хозяйствующие субъекты предпочитают принимать во внимание требование налогового законодательства и для целей бухгалтерского учета.

Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов ОС

Рассмотрим порядок учета расчетов по НДС при приобретении ОС организацией, являющейся плательщиком данного налога.

По общему правилу, установленному п.2 ст.171 НК РФ, суммы НДС, предъявленные организации-налогоплательщику при приобретении основного средства на территории РФ, подлежат возмещению из бюджета. При этом необходимо учитывать, что вычет возможен только при одновременном выполнении следующих условий:

- основное средство приобретено для деятельности, облагаемой НДС;

- основное средство принято на учет;

- в наличии имеется счет-фактура поставщика с выделенной суммой НДС и оформленный надлежащим образом.

Таким образом, в первоначальную стоимость основного средства сумма налога не включается и на счете 08 не учитывается. Однако существуют исключения, предусмотренные п.2 ст.170 НК РФ. В частности, в определенных случаях НДС включается в первоначальную стоимость ОС:

- основное средство приобретено для деятельности, не являющейся объектом налогообложения НДС;

- целью приобретения ОС является изготовление или реализация продукции (работ, услуг), место реализации которых за пределами РФ;

- основное средство приобретено для операций, не признаваемых реализацией согласно НК;

- покупатель освобожден от уплаты НДС.

Например, компания приобрела объект ОС с целью его передачи в уставный капитал организации. Поскольку такие операции не являются реализацией и не подлежат налогообложению НДС, сумма налога должна быть учтена в первоначальной стоимости имущества.

Приобретение основных средств, подлежащих госрегистрации

В силу положений статьи 164 ГК РФ при оформлении сделок с землей и другой недвижимостью следует проходить государственную регистрацию.

Кроме того, в случаях, установленных законодательством, могут регистрироваться также сделки с некоторыми видами движимого имущества (например: приобретение транспортных средств).

Также законодательно предусмотрена государственная регистрация договоров купли-продажи жилого дома или квартиры либо их частей и предприятия как имущественного комплекса.

Соответственно, принимая объект основных средств к учету бухгалтеру необходимо учитывать, подлежит ли данное имущество государственной регистрации. В таком случае право собственности на объект может возникнуть только после момента его государственной регистрации.

Тем не менее, пунктом 52 действующих Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 года № 91н, предусмотрена следующая особая ситуация.

Объекты недвижимости, права на которые еще не зарегистрированы, могут быть оприходованы с выделением на отдельном субсчете учета ОС. Амортизация по таким объектам начисляется в общем порядке с месяца, следующего за месяцем их принятия к учету.

В бухгалтерском учете затраты на государственную регистрацию включаются в первоначальную стоимость ОС как расходы, необходимые для доведения имущества до состояния пригодного для использования в деятельности компании.

В налоговом учете начисление амортизации также начинается с месяца, следующего за месяцем ввода имущества в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Покупка основных средств, бывших в эксплуатации

Зачастую в целях экономии денежных средств собственники компаний предпочитают приобретать объекты основных средств, бывшие в употреблении, со значительной скидкой по сравнению с новыми аналогичными объектами. В этом случае первоначальная стоимость имущества определяется стандартным способом в размере общей суммы затрат, связанных с его приобретением.

Бухгалтерские записи и документальное оформление будет аналогичным, что и в ситуации покупки новых основных средств. При этом в дополнение к другим документам продавца необходимо получить копию инвентарной карточки объекта, чтобы иметь необходимые сведения об объекте для его учета как основного средства.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у специалистов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

   
© 2005-2015 ООО «Юридическая компания «ЮСТЕНА»
Россия, Москва. Все права защищены.