О компанииПисьмоКарта сайта
(495) 795-85-39
(903) 713-67-52
 

Бухгалтерская отчетность организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов по составу отличается друг от друга и зависит от их организационно-правовой формы. Хозяйствующие субьекты можно разделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Основная задача коммерческих компаний - получение прибыли, а некоммерческих компаний – реализация социальных, общественных, государственных и других задач, не связанных с получением прибыли от этой деятельности. Однако некоммерческие компании могут осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их уставными документами.

Некоммерческая компания, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», минимальный размер уставного капитала общества составляет 10 тысяч рублей.

Так же некоммерческими признаются бюджетные, автономные и прочие организации, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Все предприятия (кроме компаний государственного сектора – бюджетных учреждений) независимо от используемой системы налогообложения, начиная с отчетности за 2013 год, представляют в налоговые органы и органы государственной статистики годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.2 ст.13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Это значит, что компании сдают отчетность один раз в год по итогам предшествовавшего года (ранее бухгалтерская отчетность представлялась в налоговые органы ежеквартально).

Состав бухгалтерской отчетности коммерческих компаний

Бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, по составу идентичны, в них входят следующие документы:

- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании полученных средств;

- аудиторское заключение;
- пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности (пояснительная записка).

Важно знать! Изменился порядок предоставления компаниями аудиторского заключения и пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2006 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следующие компании обязаны проходить ежегодный аудит:

1) компания имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;

3) компания является: кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) предприятия за предшествовавший отчетному году год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному году превышает 60 миллионов рублей;

5) компания представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Аудиторское заключение предоставляется в налоговые органы и органы государственной статистики один раз в год вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью не позднее 10 рабочих дней с момента составления аудиторского заключения и вместе с тем не позднее 31 декабря года следующего за отчетным годом.

Ранее аудиторское заключение компании обязаны были предоставлять в налоговые органы вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Изменила свою форму и содержание пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Так Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утвержден пример оформления пояснений (ранее пояснительная записка) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Пояснения должны быть представлены в таблице или в виде текста; содержание пояснений, представленных в таблице, определяется компаниями самостоятельно с учетом приложения № 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Социально ориентированные некоммерческие организации

Согласно определению, установленному Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, удовлетворяющие следующим условиям:

1. Определенная организационно-правовая форма компании: общественная или религиозная организация (объединение); община коренных малочисленных народов Российской Федерации; казачье общество; фонд; некоммерческое партнерство; учреждение; автономная некоммерческая организация; объединение юридических лиц (ассоциация или союз).

Исключение составляют: государственная корпорация; государственная компания; общественное объединение, являющееся политической партией.

2. Деятельность предприятия направлена на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций состоит из следующих документов:

- бухгалтерский баланс;
- отчет о целевом использовании средств;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;

- пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности (пояснительная записка).

Отчетность малых предприятий

К малым предприятиям относятся предприятия, удовлетворяющие требованиям ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие компании, в уставном капитале которых:

- Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов.

- Доля малых предприятий, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

- Средняя численность работников малых предприятий за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

направление деятельности количество работников
в промышленности, строительстве и на транспорте 100
в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере 60
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30
в оптовой торговле и в остальных отраслях 50

При составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности малые предприятия могут использовать формы бухгалтерской (финансовой) отчетности для коммерческих компаний (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах) либо формы, утвержденные Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», указанные в приложении № 5.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность малых предприятий состоит из следующих документов:

- бухгалтерский баланс субъектов малого предпринимательства;
- отчет о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства;
- приложения к ним:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании полученных средств;

- пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности (пояснительная записка).

Важно знать! Для малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих компаний утвержден упрощенный порядок заполнения форм бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Отчетность бюджетных учреждений

Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных учреждений устанавливается бюджетным законодательством РФ. Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 25 марта 2011г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность «бюджетников» состоит из следующих документов:

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» бухгалтерская отчетность представляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, являющийся учредителем бюджетной организации.

Один обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности предоставляется в налоговые органы. Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» так же предусмотрена обязанность организаций предоставлять один обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики, однако на бюджетные организации данное требование не распространяется на основании Приказа Росстата от 29.12.2012г. № 670.

Важно знать! Данные бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения должны быть подтверждены инвентаризацией. Перед составлением бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств учреждения, внести необходимые корректировки в бухгалтерский учет.

Инвентаризацию необходимо проводить не позднее 31 декабря, т.к. возникшие разницы при инвентаризации проводятся в бухгалтерском учете в том отчетном периоде за который проводилась инвентаризация.

Данная норма прописана в инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25 марта 2011г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам составления бухгалтерской отчетности организаций различных организационно-правовых форм, а так же для составления бухгалтерской отчетности нашими специалистами Вы можете обратиться по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

   
© 2005-2015 ООО «Юридическая компания «ЮСТЕНА»
Россия, Москва. Все права защищены.