О компанииПисьмоКарта сайта
(495) 795-85-39
(903) 713-67-52
 
О компании Юридическая компания ЮСТЕНА Москва » Полезная информация » Основные средства в бухгалтерском учете

Основные средства в бухгалтерском учете.

Счет 01 «Основные средства» является самым первым в списке счетов, установленных для отражения в учете операций по финансово-хозяйственной деятельности организаций. В настоящее время сложно представить себе предприятие, не имеющее имущества, отвечающего критериям отнесения его в состав основных средств.

Основные фонды формируют большой раздел бухгалтерского учета, их корректное отражение как в бухгалтерии, так и в целях налогообложения прибыли актуально для любой компании.

Основные методологические основы ведения бухгалтерского учета основных средств содержатся в одноименном Положении, утвержденном Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н (ПБУ 6/01).

Основные средства представляют собой часть имущества компании, используемого в его основной деятельности. Обязательным условием является, чтобы это имущество имело материальную форму.

Так, например, здания, транспортные средства, оборудование, техника, мебель и т.п. могут являться основными средствами предприятия, в то время как, к примеру, сайт организации в сети интернет не может быть отнесен к основным средствам, поскольку не имеет материально-вещественной формы.

Таким образом, фактически основные средства – это вещи, которые в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 должны обладать рядом признаков, в частности:

1) Иметь определенное предназначение, а именно должно предполагаться их использование в основной деятельности компании (для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг) либо для сдачи в аренду;

2) Использоваться длительное время – сроки эксплуатации таких активов должны превышать один год (12 месяцев);

3) Должны оставаться в организации – руководство компании не должно предполагать продажу объектов, иначе это не основные средства, а товары;

4) Приносить доход в будущем.

Вышеуказанные критерии требуют некоторых уточнений. В бухгалтерском учете существует понятие «доходные вложения в материальные ценности», для отражения операций по которым предназначен балансовый счет 03.

С точки зрения своих характеристик такие объекты ничем не отличаются от основных средств, однако эти две категории имеют принципиальное различие в своем назначении. Проиллюстрировать разницу между этими понятиями можно на простом примере.

Предприятие приобрело нежилое помещение и планирует использовать его для размещения собственного офиса. В таком случае данный объект является основным средством. Но в случае, когда собственники решили купить имущество с целью его сдачи в аренду, при этом такой вид деятельности не является основным для организации, такой объект будет квалифицироваться в качестве доходного вложения в материальные ценности.

Поскольку в зависимости от целей использования имущества оно учитывается на разных счетах бухгалтерского учета и разных строках бухгалтерского баланса, для их корректного отражения целесообразно иметь приказ руководителя компании с указанием направления эксплуатации объекта после его принятия к учету.

Срок полезного использования также является важным свойством основного средства. Это срок, в течение которого имущество приносит доход организации, при этом данный срок должен превышать календарный год.

Необходимо иметь в виду, что для целей бухгалтерского учета сроки полезного использования устанавливаются организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока эксплуатации объекта. При этом для целей налогообложения, определение срока полезного использования строго регламентировано.

Каждое предприятие должно ориентироваться на Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Данный нормативный акт содержит обобщенный перечень основных фондов в разрезе кодов ОКОФ с указанием амортизационных групп, которые формируются исходя из сроков эксплуатации объектов. Всего предусмотрено 10 групп.

На практике большинство организаций руководствуются указанной Классификацией для целей бухгалтерского учета и устанавливают сроки полезного использования равные срокам, определенным для налогового учета.

Важнейшей характеристикой основного средства является его использование для собственных нужд предприятия.

К примеру, торговое предприятие занимается продажей офисной техники (компьютеры, принтеры, МФУ и т.п.). При этом аналогичные объекты приобретаются для установки в офисе компании для их использования штатными сотрудниками.

Соответственно, техника, купленная для собственных нужд, будет квалифицироваться в качестве основных средств и учитываться на счете 01 «Основные средства», а поставки оборудования для продажи будут являться товарами и отражаться в учете на счете 41 «Товары».

Последним критерием основного средства является его возможность приносить организации доход в будущем. Это означает, что имущество может использоваться в основной деятельности компании, а также впоследствии может быть продано, обменено, внесено в качестве вклада в уставный капитал и т.п.

Классификация основных средств

Основные средства можно классифицировать по разным направлениям: по видам, по срокам эксплуатации, по функциональному назначению и т.п. Наиболее обобщенно основные средства можно разделить по имущественной принадлежности на две большие группы:

1) собственные;

2) арендованные.

Основные средства, являющиеся собственностью предприятия, учитываются на его балансе. Также организации зачастую заключают договоры аренды или субаренды имущества (нежилых помещений, транспортных средств, оборудования и т.п.), которые должны отражаться в забалансовом учете.

По степени участия в производственном процессе основные средства подразделяются на:

1) производственные;

2) непроизводственные.

Производственные основные средства (оборудование, станки, офисная техника, транспортные средства) принимают непосредственное участие в реализации основной деятельности компании.

При этом довольно часто компании приобретают имущество, не участвующее напрямую в производственном процессе, тем не менее, его наличие улучшает условия труда сотрудников, положительно влияет на имидж компании. К таким основным средствам могут относиться объекты внешнего благоустройства, телевизор в зоне отдыха, картины в офисном помещении и другие.

К непроизводственным объектам принято относить основные средства, предназначенные для обеспечения социально-культурной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.).

Деление основных средств по видам основывается на обобщенной классификации основных фондов. Выделяют следующие категории:

1) здания – нежилые помещения хозяйственного назначения, в которых организована деятельность предприятия;

2) сооружения – инженерные конструкции, имеющие специальное функциональное назначение. К ним можно отнести шахты, бассейны, очистные сооружения и т.п.;

3) передаточные устройства – объекты, посредством которых осуществляется передача электроэнергии, жидкостей, газа (трубопроводы, электросети, конвейеры);

4) машины и оборудование – станки, компьютерная техника, краны и прочее оснащение предприятия, обеспечивающее производственный процесс;

5) транспортные средства – грузовые и легковые автомобили, погрузчики, автобусы и прочее имущество, образующее автопарк компании;

6) инструменты – объекты, оказывающие непосредственное воздействие на предмет производства;

7) инвентарь и принадлежности – имущество, выполняющее вспомогательную функцию в производственном процессе;

8) прочее – основные средства, не вошедшие в вышеуказанные категории под номерами 1 – 7.

Классификация по фактическому сроку использования выделяет пять возрастных групп основных средств: до 5 лет, 5 – 10 лет, 10 – 15 лет, 15 – 20 лет и более 20 лет. Данная классификация не имеет ничего общего с упомянутым выше сроком полезного использования, который предполагает нормативные сроки эксплуатации имущества и не учитывает фактические сроки службы объектов основных средств.

Наиболее долгосрочным имуществом безусловно являются здания и сооружения. Производственное оборудование и транспортные средства относятся к среднесрочным. Офисная мебель, техника и хозяйственный инвентарь имеют наименьшие сроки службы.

Основные средства могут также классифицироваться по степени использования:

1) в эксплуатации – основные средства, непосредственно участвующие в производственном процессе;

2) выведенные из эксплуатации – объекты, предназначенные для продажи или сдачи в аренду;

3) в запасе (резерве) – оборудование, приобретенное на замену объектов, вышедших из строя;

4) на консервации – такое имущество не используется длительное время, при этом организация должна принимать меры по его сохранности;

5) в ремонте – объекты, имеющие дефекты, приводятся в рабочее состояние;

6) на реконструкции – в результате меняются качественные показатели объекта.

Оценка основных средств

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется по первоначальной стоимости, под которой следует понимать общий объем расходов компании на их покупку, производство и доведение до работоспособного состояния. Сумма налога на добавленную стоимость в указанные затраты не включается.

Перечень таких расходов достаточно широк и включает в себя, в частности:

- расходы, понесенные в рамках договора поставки;

- расходы на консультации, связанные с покупкой, изготовлением, производством ОС, исследованием рыночных цен на интересующее компанию имущество;

- сумма заработной платы работников, участвующих в изготовлении объекта ОС, и отчислений от нее во внебюджетные фонды;

- проценты по целевым кредитам, привлеченным на покупку или изготовление основного средства;

- таможенные сборы, в том случае, если покупка приходит из-за рубежа;

- вознаграждения посреднической организации, благодаря которой был приобретен либо изготовлен объект ОС;

- государственная пошлина, например, уплаченная при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД.

При этом прочие расходы компании по ее основной деятельности, не связанные с покупкой основного средства (затраты на аренду офиса, обслуживание сайта, зарплата управленческого персонала, проценты по кредитам, взятым на иные цели), в его первоначальную стоимость не включаются.

Основные средства могут быть получены организацией из различных источников, в частности, учредители могут внести имущество в качестве вклада в уставный капитал с указанием его оценки в денежном эквиваленте.

Как правило, первоначальная стоимость основных средств не изменяется в ходе их использования. Исключение составляют некоторые случаи, например: модернизация, реконструкция и переоценка.

Следует особо отметить, что переоценка имущества, т.е. его дооценка или уценка, может проводиться не чаще одного раза в год.

Задачи учета основных средств

К основным задачам бухгалтерского учета основных средств можно отнести:

- корректное составление документации и своевременное проведение в учете операций по их движению;

- контроль наличия и сохранности основных средств по местам их нахождения материально ответственными лицами, а также проведение периодических инвентаризаций;

- контроль рационального расходования средств на ремонт и приведения оборудования в рабочее состояние;

- контроль эффективности использования оборудования, нежилых помещений, транспортных средств и другого имущества;

- точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.

Вышеуказанные задачи решают с помощью грамотно организованного внутреннего контроля на предприятии, распределения обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, надлежащим образом оформленной документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

Первичная документация по учету основных средств

Приобретению либо изготовлению объекта основных средств, как правило, предшествует заключение договора с поставщиком или подрядной организацией. В договоре должно быть конкретизировано наименование будущего имущества и его стоимость.

Поскольку изготовление и строительство основных средств, как собственными силами предприятия, так и с привлечением подрядчиков имеет ряд нюансов, рассмотрим порядок их документального учета на примере покупки у поставщика.

При фактической поставке объекта ОС организация-поставщик предоставляет товарную накладную (форма № ТОРГ-12), в которой указано наименование основного средства, цена за единицу, общая стоимость и сумма НДС. Документ должен быть подписан обеими сторонами сделки с обязательным указанием даты принятия товара покупателем.

Товарная накладная является первичным документом, на основании которого производится принятие основного средства к бухгалтерскому учету, иными словами – оприходование.

В качестве первичных документов по основным средствам используются типовые формы, установленные альбомом унифицированных форм первичной учетной документации.

Несмотря на то, что согласно действующему Федеральному закону «О бухгалтерском учете» применение унифицированных форм не является обязательным и компании вправе разработать и утвердить в учетной политике собственные формы, на практике бухгалтерам привычнее и удобнее использовать именно унифицированные формы, отвечающие всем требованиям учета основных средств.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у специалистов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

   
© 2005-2015 ООО «Юридическая компания «ЮСТЕНА»
Россия, Москва. Все права защищены.