О компанииПисьмоКарта сайта
(495) 795-85-39
(903) 713-67-52
 

Бухгалтерский учет на предприятии.

Бухгалтерский учет - понятие, хорошо известное в настоящее время не только сотрудникам бухгалтерской службы, но и каждому собственнику бизнеса. Любой руководитель организации, а также индивидуальный предприниматель в своей работе неизбежно сталкиваются с первичными документами, годовой отчетностью и другими атрибутами бухгалтерии.

В повседневной жизни даже считающие себя далекими от бухгалтерских проводок люди, стараясь анализировать свои доходы и траты, ежемесячно распределяя заработок по статьям расходов, так или иначе, имеют поверхностное представление об учете. 

Наиболее актуальное и полное определение бухгалтерского учета приведено в одноименном законе от 06.12.2011 года № 402-ФЗ. Согласно закону «О бухгалтерском учете» данный термин подразумевает формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К таким объектам закон № 402-ФЗ относит факты хозяйственной жизни, доходы, расходы, активы, обязательства и источники финансирования деятельности экономического субъекта.

Поскольку действующее законодательство зачастую использует довольно громоздкие формулировки в определении того или иного понятия, для простоты понимания теории бухгалтерского учета следует обратиться к тем периодам, когда нормативные акты еще не были приняты.

Бухгалтерский учет: как все начиналось

Истоками бухгалтерского учета можно считать начало хозяйственной деятельности человека и товарно-денежные отношения в тех формах, которые существовали в различные периоды развития общества. Жизненные потребности социума диктовали необходимость возникновения систем счетоводства.

Безусловно «клинопись» на глиняных табличках, создаваемая чиновниками Междуречья, очень далека от той бухгалтерии, которая актуальна на сегодняшний день, но уже в 3600 году до нашей эры предпринимались первые попытки рассчитать объем произведенных продуктов в хозяйстве, а также количество продукции, выданной на пропитание сотрудников, и оставшихся в храме.

Основателем бухгалтерского учета традиционно принято считать итальянского математика Луку Пачоли. Именно он в XV веке издал печатный «Трактат о счетах и записях», в котором впервые описывался принцип двойной записи.

На основании теории Пачоли стало возможным определение финансового результата торговых сделок, а также появились ключевые в ныне существующей теории учета понятия: дебет - «он должен», кредит – «ссуда, долг», сальдо – «расчет, остаток» и некоторые другие.

Методология бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета является обязанностью не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. С момента основания организации и до ее ликвидации должен вестись непрерывный учет всех хозяйственных операций и составляться отчетность.

Основные теоретические основы бухгалтерии, которыми должны руководствоваться экономические субъекты, заложены в вышеуказанном Федеральном законе от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в действующем Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденном Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 года № 34н.

Кому вести бухгалтерский учет

Законодательство четко определяет лиц, на которых может быть возложена обязанность по ведению бухгалтерии.

В предприятиях с небольшой штатной численностью, а также в компаниях, в которых генеральный директор выполняет все функции: является учредителем, руководителем и сотрудником в одном лице (т.е. в малых и средних организациях), директор может возложить ведение бухгалтерии на себя и самостоятельно вести бухгалтерский учет, формировать отчетность, сдавать налоговые декларации.

Несмотря на очевидную экономию средств на штатном бухгалтере необходимо учитывать, что ведение бухгалтерии требует определенной квалификации, знаний бухгалтерского и налогового законодательства.

Зачастую собственники небольших организаций не имеют экономического образования и вникание в понятие и логику системы двойной записи, порядок заполнения деклараций и прочие, тесно связанные с бухгалтерской работой вопросы, отнимает много времени и отвлекает от ведения бизнеса.

Поэтому многие руководители, принимая во внимание положения пункта 3 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», привлекают квалифицированного специалиста в качестве главного бухгалтера либо заключают договор с компанией, оказывающей услуги по ведению учета.   

Учетная политика

Определившись с тем, кто будет вести бухгалтерию на предприятии, важно установить базовые теоретические основы учета, актуальные для конкретной компании. Для этих целей разрабатывается и утверждается учетная политика, которая представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Действующее российское законодательство включает множество нормативных актов, охватывающих различные виды деятельности. Поэтому бухгалтер организации должен установить, какие нормы будут применимы непосредственно в его работе и сделать выбор из тех способов учета, по которым законодателем предусмотрена вариантность.

Например, как указывалось выше, руководитель небольшой компании имеет выбор: самому вести бухгалтерский учет, возложить обязанность по его ведению на главного бухгалтера либо заключить договор со специализированной фирмой. Сделанный выбор реализуется на практике и указывается в учетной политике, являющейся обязательным документом организации.

Бухгалтерский учет и его объекты

В определении бухгалтерского учета сделан акцент на том, что документируется и систематизируется информация о его объектах. И именно на основании информации об этих объектах на предприятии составляется бухгалтерская отчетность. Таким образом, необходимо остановиться подробнее на объектах в бухгалтерском учете.

1) Активы.

Фактически под активами подразумевается имущество организации, однако имущество является гражданско-правовой категорией, в то время как активы – исключительно бухгалтерский термин. Одной из характеристик актива является его способность приносить компании доход в будущем.

Таким образом, к активам относится не только собственность предприятия в стандартном понимании, но и выданные авансы, займы и другие виды дебиторской задолженности.

2) Обязательства.

Данный термин более понятен и привычен для обывателя. Обязательства – это задолженность организации, расчеты по которым приводят к уменьшению активов.

Это может быть задолженность перед налоговым органом и пенсионным фондом, перед сотрудниками по заработной плате, полученные займы и кредиты, которые организации предстоит выплатить.

3) Доходы.

Доходы – это непосредственно увеличение экономических выгод компании либо уменьшение ее обязательств. К доходам может относиться выручка, полученная от основной деятельности организации, оплата за сдачу имущества в аренду, проценты от предоставленных физическим либо юридическим лицам займов и т.п.

4) Расходы.

Расходы – это все затраты, которые неизбежно несет компания в ходе работы. К расходам относятся затраты на аренду офиса, покупка офисной техники и канцтоваров, приобретение лицензионных компьютерных программ и справочно-правовых систем, выплаты сотрудникам на основании трудовых договоров, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, оплата контрагентам за выполненные работы и оказанные услуги и т.д.

5) Факты хозяйственной жизни.

Под данным объектом понимается любое событие, оказывающее влияние на финансовое положение компании. К таким событиям относятся все сделки и хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете, т.е. те факты, которые подразумевают любое воздействие на результаты деятельности компании.

6) Источники финансирования деятельности экономического субъекта.

Действующее законодательство не содержит определения данного понятия, можно предположить, что к источникам финансирования относятся все варианты поступлений и притока активов в организацию.

Бухгалтерский учет и инвентаризация

Инвентаризация – это один из важнейших методов бухгалтерского учета. Его особенность заключается в том, что с помощью инвентаризации осуществляется контроль за фактическим наличием имущества и обязательств юридического лица.

Существуют прямо установленные законодательством случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным. Например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или сменой ответственного сотрудника. Если на предприятии происходит смена главного бухгалтера, то при передаче дел новому специалисту следует провести инвентаризацию.

Это также необходимо в случае выявления фактов хищения или порчи имущества на предприятии, после произошедших форс-мажорных ситуаций, в частности, стихийных бедствий, пожаров или иных случаев, когда имущество или документация были повреждены либо утрачены. Кроме того, инвентаризация проводится при реорганизации или ликвидации компании.

Суть данного метода заключается в проведении сверки между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием объекта. Для этих целей назначается специальная независимая комиссия из сотрудников предприятия, которая и проводит эту сверку. При этом работники бухгалтерии в эту комиссию не входят, иначе получится, что они проверяют сами себя.

При проведении инвентаризации основных средств комиссией проверяется наличие оборудования, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета. При контроле за наличными денежными средствами производится проверка денег в кассе предприятия на их соответствие учетным данным и кассовой книге.

По результатам инвентаризации могут быть выявлены как недостачи, так и излишки, которые указываются в сличительных ведомостях. Причины этих несоответствий выясняются и отражаются в учете. При наличии виновных лиц с ними производится необходимая работа в рамках российского законодательства.

Бухгалтерская отчетность

Составление достоверной бухгалтерской отчетности является результатом ведения бухгалтерии на любом предприятии в течение года.

Бухгалтерская отчетность включает в себя комплекс документов, в которых раскрывается информация о финансовом положении на предприятии, о результате его деятельности на определенную отчетную дату и сведения о направлениях движения денежных средств.

Отчетность является годовой, под периодом ее формирования подразумевается календарный год.

В состав годовой отчетности входят следующие документы:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- приложения к ним.

Отдельные компании такие как открытые акционерные общества и саморегулируемые организации обязаны публиковать свою отчетность вместе с аудиторским заключением в средствах массовой информации, как правило, на официальном сайте предприятия.

Таким образом, как следует из определения понятия «бухгалтерский учет», основной его целью является составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе непрерывного учета всех хозяйственных операций.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам «бухгалтерский учет: методология, объекты, инвентаризация и т.д.», а так же для его ведения нашими специалистами Вы можете обратиться по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

   
© 2005-2015 ООО «Юридическая компания «ЮСТЕНА»
Россия, Москва. Все права защищены.